Отмена полетов в Египет из России

Отмена полетов в Египет из России

С 6 ноября 2015 года Египет был закрыт для наших туристов. Решение приостановить авиасообщение было принято российскими властями. Причиной стало недавнего крушение лайнера Airbus А321, который принадлежал авиакомпании «Когалымавиа». В 2020 году прямые полеты из России в Египет пока не действуют. Возможно, авиасообщение наладится к весне этого года. Пока высшее руководство страны разбирается в причинах происшествия, обыкновенные туристы и ведущие игроки туристического рынка услуг ищут выходы из сложившейся ситуации.

Что случилось в Египте

Вся история началась 31 октября 2015 года, когда с экранов радаров исчез российский самолет, принадлежащий «Когалымавиа». Он возвращался с курорта в Санкт-Петербург, и на его борту находились 224 человека. Позже его обломки найдут на территории Египта, а авиакатастрофу назовут крупнейшей в современной российской истории.

Карта расположения места крушения лайнера Airbus А321 в Египте

Первые шесть дней – это шок, траур и выяснение первых подробностей крушения. Настоящая работа началась позже, когда появились первые данные для аналитиков. Именно тогда, 6 ноября впервые появились мнения о возможном теракте, как одной из причин авиакатастрофы.

Сначала о вмешательстве третьих лиц в работу российских авиаперевозчиков заговорили западные СМИ. Телекомпания CNN со ссылкой на свой источник предположила, что на борту могло сработать взрывное устройство, заложенное в багаж. Затем о возможном теракте сообщил и глава МИД Великобритании Филип Хаммонд.

Первыми от полетов в Египет отказались власти Великобритании. После воздушное пространство закрыли Нидерланды и Ирландия. Россия приняла аналогичное решение четвертой.

Здание аэропорта в Шарм эль Шейхе

Еще в четверг премьер Дмитрий Медведев, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и другие российские официальные лица предлагали не спешить с выводами, но уже в пятницу утром директор ФСБ Александр Бортников предложил временно отменить полеты росавиации в Египет.

Его инициативу одобрил президент РФ Владимир Путин, в результате чего с вечера 6 ноября все рейсы в Египет отменены до установления истинных причин крушения Airbus A321.

Как наших туристов в Египте возвращали домой

В Хургаду и Шарм-эль-Шейх до трагедии и за шесть дней после нее успело улететь до 70 тысяч российских туристов. Все они спокойно отдыхали на курорте и получали полный набор услуг в соответствии со своими путевками. Насильно и досрочно возвращать из-за границы власти России не стали их. Но для тех, кто пожелал досрочно покинуть страну, были созданы такие условия.

Подробная карта расположения курортов и аэропортов в Египте

Чтобы доставить всех российских отдыхающих домой, потребовалось от двух недель до месяца. В Египте адекватно реагируют на сложившуюся ситуацию, и поэтому туристов, у которых закончились путевки, но нет возможности улететь домой из-за отсутствия рейсов, не выселяли из гостиниц.

Забирали российских граждан из Египта будут, в том числе, спецборты МЧС, но не обошлось и без гражданской авиации. Сразу после сообщения о том, что все рейсы с Египтом отменены, «Аэрофлот» получил распоряжение отправить в Каир пустой самолет. Достигнув цели, он взял на борт первых россиян и доставил их домой. Ввиду того, что желающих преждевременно вернуться домой было очень много, эвакуировали сначала людей, а спустя время и, доставив всех желающих на родину, уже перевозили багаж.

Что делать обладателям путевок

Ноябрь считается пиковым месяцем сезона в Египте. В этом году до новогодних праздников там должно было отдохнуть более 100 тысяч наших туристов. Под удар, в первую очередь, попали те отдыхающие, которые располагали путевками на первую половину ноября. Некоторых туристов сообщение об отмене авиасообщения с Египтом застало накануне вылета.

Им пришлось прибыть в аэропорт к назначенному времени и проставить соответствующие штампы на стойке регистрации, а уже после решать вопрос со своими туроператорами. Вернуть деньги за пропавшую путевку будет возможно спустя время, но вот подыскать равноценную замену курорту, а тем более спасти запланированный отдых будет практически невозможно.

Так выглядит страховой полис для поездки в Египет

Тем, кто должен был вылететь на отдых позже, шансов на удавшееся путешествие больше. Туроператоры уже оправились от первого шока и оперативно предлагают различные варианты решения проблемы. Среди самых популярных сценариев – замена Египта аналогичным по цене направлением, и замена более дорогим курортом с доплатой со стороны туриста.

Но ждать такого оперативного решения вопроса можно только тем отдыхающим, которые стали клиентами крупных туристических компаний. Небольшие операторы могут лишь гарантировать возврат денежных средств за нереализованную путевку, и то, спустя время. Дело в том, что «живых» денег, эквивалентных стоимости проданных услуг, у компаний нет.

Что ждет игроков туристического рынка

Авиакатастрофа Airbus A321 и отмена полетов наших самолетов в Египет стала ощутимым ударом по российскому туристическому рынку услуг и авиаперевозчикам. Сначала было закрыто украинское направление, затем последовал кризис «Трансаэро». А сейчас предстоит совершать пустые рейсы за нашими туристами, которые находятся в Египте, а затем возвращать часть средств туроператорам за нереализованную услугу.

Турфирмы находятся не в лучшем положении. После крушения самолета им пришлось столкнуться с волной отказов от полета в Египет, так как люди просто боялись лететь на отдых. А спустя шесть дней, когда власти отменили полеты, и вовсе придумывать сценарии выхода из сложившейся ситуации.

Возврат денежных средств в полном объеме по путевкам, которые остались не реализованными, будет означать банкротство как мелких, так и крупных игроков рынка.

Панорамный вид на отель в Египте

Дело в том, что компаниям физически неоткуда взять те средства, которые заплатили за путевки туристы, а теперь требуют назад, почему? Потому что они не складываются в одном месте, а работают.

Как только оператор получает деньги от туриста, он переводит их туроператорам. Те, в свою очередь, оплачивают гостиницы, чартеры, делают страховки. Для того, чтобы вернуть даже часть средств, нужно время.

Но паники на рынке туруслуг нет. Отчасти, благодаря тому, что Египет уже внезапно закрывался для наших туристов, в 2011 году из-за массовых беспорядков. Сегодня по отработанной схеме действуют как туроператоры, так и туристы. Первые предлагают перенос отдыха на другие даты или изменение направления, а вторые стараются найти достойный компромисс без лишних сцен и истерик. Как отмечают сами операторы, в ближайшее время не стоит опасаться незапланированного роста цен на доступные направления.

Продуктовая лавка на египетском рынке

Спекулировать на сложившейся ситуации никто не будет, тем более что сейчас спрос намного превышает предложение. Чтобы хоть как-то вернуть потерянные средства, российские туристические компании будут пытаться наладить диалог с отельерами Египта и авиаперевозчиками. Они планируют вернуть часть средств за неиспользованную перевозку и авансы за бронь гостиниц и отелей.

Как поехать отдохнуть в Египет

Если Россия запретила полеты в Египет в 2016 году, то Украина и Беларусь этого никогда не делала.

из Минска рейсы в Египет летают регулярно

Поэтому многие российские туристы, которым сильно полюбилась эта страна могли лететь в нее из Минска. Виза в Египет оформляется быстро по прилету в аэропорту, запретов на въезд российских туристов в эту страну нет. Так что из любой другой соседней страны в 2020 году вы можете полететь в это арабское государство.

Мифы и правда о том, реально ли съездить в Египет после отмены авиарейсов

Сразу скажу: основной массы туристов, которые летали в красноморские «ол инклюзивы», этот текст не касается. В Египте в большинстве своем отдыхали люди, которым по разным причинам удобнее было купить путевку в турфирме и прилететь из своего родного города прямиком на пляж. Прямые рейсы на египетские курорты, на минуточку, были из 28 городов России ! Много ли российских городов, куда можно без пересадок добраться из трех десятков регионов нашей страны? А?

Это я к чему – для любителей простого, «пакетного» пляжного отдыха Египет сейчас лишился своих главных козырей.

Но не так-то прост наш турист! На интернет-форумах вовсю обсуждают, как можно обойти запрет на полеты в Страну пирамид и окунуть-таки ласты с маской в теплое Красное море. На самом деле – не так уж сложно и не так уж дорого. Главный вопрос – чего ради, но о нем чуть позже. А пока давайте разберемся с расхожими мифами.

Миф 1: Нашим туристам запретили отдыхать в Египте

Нет! Никаких запретов на поездки для российских граждан нет. Авиакомпаниям запретили совершать пассажирские рейсы – да. Турфирмам рекомендовали прекратить продажу туров – они не продают. А самим туристам ничего не запрещали. Есть рекомендация МИД воздержаться от посещения Каира , Луксора , Александрии и других крупных городов, но она действует давным-давно и к курортам на Красном море отношения не имеет. Опять же это рекомендация, к которой, безусловно, стоит прислушаться. Но не запрет.

Миф 2: Из России в Египет самолетом больше не улететь

Нет! Запрет касается российских авиакомпаний. А египетская Air Egypt продолжает летать из Москвы в Каир, билеты стоят в среднем 360 долларов туда-обратно – около 25 тысяч рублей. Египтяне даже задумались, а не пустить ли больше лайнеров на этой линии, потому как неожиданно остались монополистами. Туристам хочется не в Каир, а на Красное море? Не вопрос — из Каира внутренним рейсом или автобусом (если есть желание трястись часов шесть по пустыне), да хоть машину арендовать или взять такси.

И есть масса стыковочных рейсов. Особенно в Хургаду. Дело в том, что Россия – единственная страна, которая закрыла воздушное сообщение со всеми аэропортами Страны пирамид. Рейсы в Шарм-эль-Шейх отменили многие страны ( Великобритания , Нидерланды . ) либо конкретные авиакомпании (Turkish Airlines, Lufthansa, Air Baltic. ). А в Хургаду летать продолжают!

Интернет-поисковики уже зафиксировали всплеск запросов на эти маршруты — их стало на четверть больше, по данным Avisales. Кто-то любопытствует, а кто-то и покупает.

Самые дешевые и удобные варианты перелета в Хургаду – через Стамбул . Билет – туда обратно стоит 18 – 20 тысяч (это если в ближайшее время лететь, на более поздние даты дешевле). С учетом стыковки на вояж уйдет 7 – 10 часов. Есть рейсы через Берлин , Цюрих . С Шармом сложнее и дороже, в основном через Каир либо аж с двумя стыковками.

Читайте также:  Обязательная страховка при выезде за границу

Стыковочных рейсов в Шарм сейчас меньше, чем в Хургаду. И билеты дороже.

Смутило меня вот что: билетные поисковики, как ни в чем не бывало, предложили мне прямые рейсы «Аэрофлота»! Хочешь в Шарм-эль-Шейх, хочешь в Хургаду.

Поисковики, как ни в чем не бывало, выдают прямые рейсы из Москвы в Египет. Но в реальности купить на них билеты нельзя.

Что это, нацперевозчик не подчиняется указу? Или онлайн-агентства мошенничают? На самом деле надо просто кликнуть на кнопку «Купить».

Вот такое окошко появится, если кликнуть на кнопку “Купить” (у других поисковиков выглядит по-другому, но смысл тот же).

И заманчивый результат поиска мгновенно превращается в тыкву с надписью «Этот тариф больше не доступен», либо сайт сразу перекидывает на список стыковочных вариантов. А сайт самого «Аэрофлота» этих рейсов и вовсе не показывает.

Сайт “Аэрофлота” не предлагает купить билеты в Египет – не, говорит, таких рейсов.

В общем: напрямую из России сейчас можно улететь в Каир, на Красное море – с пересадками. Найти самому отель – не вопрос. Пятизвездочный Marriott в Хургаде на сайтах бронирования сдает номера за 1600 рублей в сутки (на двоих), а за 2- 3 тысячи – вообще глаза разбегаются.

И еще один вариант, на который нацелились желающие во что бы то ни стало отдохнуть на Красном море, – туры с вылетом из Минска . Белорусские власти хоть и рекомендовали своим гражданам не посещать Египет, но воздушное сообщение прекращать не стали.

Миф 3: В Египет можно доехать на поезде

Нельзя! У Страны пирамид вообще нет железнодорожного сообщения с другими странами. Ну, хорошо, не на поезде, так на автобусе? Самые авантюрные путешественники придумывают сейчас и такие варианты. Ок, давайте проверим. Только сначала откройте карту мира.

Один путь – через Испанию . Добраться до самого юга солнечной страны, в Альхесирас либо Малагу, наземным транспортом вполне реально, хоть и долго (поезда, автобусы — тут вариантов много). Через Гибралтарский пролив ходят паромы, часто и быстро. В марокканский Танжер , в испанские анклавы в Африке — Сеуту и Мелилью. Водных препятствий больше нет, но между Марокко и Египтом – еще Алжир , Тунис и, в качестве суперприза, Ливия . По автотрассе между Танжером и Каиром — 4600 километров. В нюансы, думаю, больше можно не вникать, вряд ли они будут кому-то полезны.

Другой маршрут – через Турцию . Туда из России по земле доехать несложно, либо через Болгарию , либо через Грузию . А из Турции-то вы куда? В Сирию ? В Ирак ? Других вариантов нет, карта мира так устроена.

Автобусом либо на такси в Шарм-эль-Шейх, Табу и Дахаб можно доехать из Эйлата — но для начала вам придется прилететь в Израиль .

А зачем?

На а теперь о том, кому и зачем надо добираться в Египет на перекладных. На самом деле житейских ситуаций масса.

Смешанные браки – немало россиянок замужем за египтянами. Если в момент отмены рейсов муж и жена находились в разных странах (ну мало ли, она родителей навещала), это не значит, что они не встретятся. Возможность добраться есть.

На красноморских курортах наши сограждане работают гидами, аниматорами, инструкторам по дайвингу и серфингу. Если отели опустеют, многие засобираются домой. Так что и им стыковочные рейсы пригодятся.

Туристы? Красное море — на самом деле уникальное место для дайвинга. Не случайно туда прилетают из Америки и из Австралии . Если запрет на полеты продлится долго, дайверы запросто могут и не утерпеть. Дахаб очень популярен у кайтеров и виндсерферов, там есть «русские» станции. И эта публика не привязана к турфирмам, если и покупают путевки, то ради экономии. Не будет пакетных туров, будут летать сами.

Но стоит ли ради пляжного (да и любого другого) отдыха идти на риск? Египетские дороги, будь до из Каира в Хургаду или из Эйлата в Шарм, – удовольствие сомнительное. Безопасность в «нетуристических» местах Страны пирамид – тоже штука условная. Все помнят расстрелянную группу туристов, которые просто поехали в джип-сафари по пустыне. И на Северном Синае то и дело гремят взрывы. Да, в тех местах, которые наши отпускники обычно не посещают. Но сейчас-то как раз о необычных маршрутах.

И главное: такие экстренные меры, как закрытие рейсов несколькими странами сразу, без серьезных оснований не принимают.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Самостоятельные путешественники стали чаще покупать билеты в Египет. Но все равно их меньше 1 процента

Александр СИЗИНЦЕВ, гендиректор онлайн трэвел-агентства Biletix:

– Безусловно, Египет традиционно является направлением организованного, «пакетного» туризма. Доля авиабилетов в Египет не превышает 1% в общем объеме продаж Biletix. Но в этом году популярность его у самостоятельных путешественников растет (даже если говорить о времени до запрета полетов российских авиакомпаний). Летом и осенью у нас на сайте было забронировано на 34% больше билетов в Египет, популярнее всего Хургада, следом за ней — Шарм-эль-Шейх.

КСТАТИ

Тем, кто жаждет попасть в страну фараонов «дикарем», стоит взвесить все риски. Найдутся ли лихие путешественники, что попробуют добраться до Египта не на самолете? Обязательно найдутся – запретный плод всегда сладок. Далеко и нереально? Да это как посмотреть. Были случаи. Два года назад россиянин Константин Журавлев при попытке добраться автостопом из Турции до пустыни Сахара угодил в плен к сирийской группировке “Аль Зинки”, где до сих пор содержится в яме как шпион Башара Асада.

Кроме лихих «путешественников», в дорогу отправятся те, кто ежегодно совершают хадж – паломничество в священный город мусульман в Саудовской Аравии – Мекку . Когда саудиты еще не стали главными добытчиками нефти, многие страны Ближнего Востока существовали благодаря систематическим грабежам паломников. Тогда из Одессы , Севастополя , Батуми российские мусульмане добирались пароходами в Турцию, Сирию, Египет, а оттуда держали путь в Мекку с караванами, водными и железнодорожными артериями.

Сейчас эти пути исправно действуют, как и 200-300 лет назад. Только разбойники, которые когда-то банально грабили паломников, превратились в террористов “Исламского государства”. Используя современные технологии, фанатики теперь вербуют все больше молодых мусульман в свои ряды. Благо почва добротная: те, кто ездил в Египет не только для того, чтобы увидеть пирамиды, лицезрел в пустыне у Суэцкого канала многокилометровое кладбище шахидов. Возраст и образование современных экстремистов не позволяет им вникнуть в пиар-проекты уровня Константина Журавлева – “Наедине с пустыней”. Зато они научились снимать жуткие ролики с расстрелом детей и играть в футбол отрубленными головами.

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей Иванов – «Комсомольской правде»: «Наша разведка молчит и правильно делает. Она не должна трезвонить!»

Глава администрации президента заявил, что для возобновления авиасообщения с Египтом потребуется минимум несколько месяцев

Прилетевшему в Хельсинки главе администрации президента Сергею Иванову , не успел он сойти с трапа, тут же напомнили, что он находится в исключительно демократичной стране. Машины российского посольства на летное поле не пустили. До терминала аэропорта Иванову пришлось ехать в обычном автобусе, вместе с журналистами и коллегами из Кремля. (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Англичане завидуют российским туристам в Египте

Британские туристы в гневе. Им не только подпортили отдых в Египте, объявив о немедленной эвакуации из Шарм-эль-Шейха. По прибытии в аэропорт выясняется, что россиян обслуживают и отправляют на Родину гораздо быстрее (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Туризм: Египет»

Проверка на прочность. Как отмена полетов в Египет повлияет на отрасль

Указ о временном запрете перелетов из России в Египет внес существенные изменения не только в планы многих россиян, мечтающих понежиться под лучами египетского солнца, но и в планы всей туристической отрасли страны. О потерях турбизнеса АиФ.ru рассказала пресс-секретарь Ростуризма Светлана Сергеева.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана Викторовна, что делать туристам, которые планировали поездку в Египет, какие у варианты у них есть?

Светлана Сергеева: Вариантов несколько. Первый — отложить свой тур, оставив деньги на депозите у туроператора, чтобы не применялись никакие штрафные санкции. Второе — получить возможность замены тура в такой же стоимости, а если меньше, то, соответственно, с возвратом разницы. Если мы говорим о более дорогом направлении — то с доплатой. Третий вариант — расторгнуть договор, но при этом фактически оплатить понесенные туроператором расходы; соответственно, турист получит небольшую сумму по возврату. Последний вариант — обращаться в суд.

Хочу сказать, что у нас идет очень плотное взаимодействие с туристами, из Египта в Россию доставлено очень много пассажиров. Сегодня должно прийти в общей сложности около 198 тонн багажа. Работа идет, поэтому мы просим всех набраться терпения и принять во внимание, что мы преследуем в первую очередь интересы безопасности российских граждан, все остальные вопросы обязательно будут решаться по мере возможности.

– Египет считается довольно бюджетным направлениемкакое количество туристов соглашается на доплату сверху?

– Речь не идет о каких-то больших суммах. Если мы возьмем ту же Турцию, то там доплат, как правило, нет. Конечно, при вылете на Кипр или в Доминиканскую республику она предполагается. В целом около 20-30% туристов соглашаются на замену туров, потому что люди настроились на отдых, хотят уехать, что благополучно и делают.

– Какие потери понесет наш и египетский рынки в результате отмены авиасообщения?

– Конечно, и с нашей, и с египетской сторон потери глобальные. Но мы сейчас думаем прежде всего о том, как обеспечить безопасную плановую отправку наших граждан из Египта, разобраться с доставкой багажа тех туристов, которые летели без него, решить вопросы с путешественниками, которые не смогли улететь, и вопросы с возможными компенсациями нашему туррынку.

Читайте также:  Отказ в получении визы в Италию

– Каким будет размер компенсации или пока нельзя привести конкретные цифры?

– Как раз вчера в рамках штаба правительственной комиссии, которую возглавляет Аркадий Владимирович Дворкович, рассматривался вопрос о возможных вариантах компенсации туррынку за понесенные потери. Завтра Аркадий Владимирович встречается с представителями туротрасли, где ему будет доложено о потерях, которые потенциально может понести отрасль, чтобы правительственная комиссия выработала механизмы оказания возможной помощи.

– Как потеря египетского направления отразится на стоимости путевок в другие страны; ожидаете ли вы роста цен?

– Рынок заверил нас, что не будет пользоваться данной ситуацией и повышать цены, они сами в этом не заинтересованы.

– Какие направления смогут заменить россиянам Египет?

– Их несколько: Турция, Кипр, Доминикана и страны Юго-Восточной Азии, где тепло.

– Есть ли туристы, которые не хотят прерывать отдых и улетать из Египта?

– А их никто не гонит оттуда. Нет никакой срочности, никто не связывается с отдыхающими и не говорит им, что отпуск прерван, скорее бегите в самолет. Люди отдыхают по плану. Допустим, туристы прилетели в Египет на две недели, когда еще было открыто авиасообщение. Соответственно, они вернутся в Россию спустя 14 дней. Там все проходит в спокойном режиме. Более того, вчера мы усилили меры по информированию российских туристов на территории Египта для того, чтобы они знали о правилах раздельной перевозки багажа, поскольку оказалось, что, несмотря на широкое информирование, отдыхающие граждане были даже не в курсе, что прервали авиасообщение. Некоторые спокойно собирались, приезжали в аэропорт и только там узнавали, что они будут лететь отдельно от багажа.

– Не все страны прекратили авиасообщение, поэтому некоторые туристы все же не теряют надежу попасть в Египет, тем более, что после произошедшей авиакатастрофы египетская сторона ужесточила контроль. Насколько это безопасно?

– Безусловно, меры безопасности были усилены, кроме того, усилить их помогают и российские специалисты. Но сейчас в стране небезопасная ситуация, поэтому я бы не советовала гражданам отправляться в Египет через другие страны, лучше переждать.

Российские авиакомпании начали отменять рейсы в Египет

Росавиация планирует отменять рейсы в Египет начиная с вечера пятницы, 6 ноября. Об этом сообщил источник, близкий к ведомству. К 20 часам по московскому времени авиакомпании получили от Росавиации телеграммы о запрете полетов и приступили к вывозу российских туристов с египетских курортов. Так, приостановила полеты российская авиакомпания Azur Air («Катэкавиа»; выполняет чартерные рейсы в Шарм-эль-Шейх и Хургаду в интересах туроператора Anex Tour).

— Авиакомпания Azur Air с сегодняшнего вечера приостанавливает полеты в Египет, самолет по маршруту Нижний Новгород–Хургада отправится пустым, чтобы забрать клиентов. Пострадавшим клиентам предложат туры в Анталью (Турция) с сохранением звездности, — сообщил «Известиям» представитель перевозчика. — Авиакомпания выполняет около 70 рейсов в неделю в Шарм-эль-Шейх и Хургаду из Москвы и регионов.

По словам собеседника, компания получила соответствующую телеграмму от Росавиации. Как сообщил исполнительный директор Red Wings Сергей Савостин, в авиакомпании также получили официальную телеграмму Росавиации о запрете полетов в Египет.

— У нас должно по расписанию состояться три ночных рейса в Египет. Наши самолеты туда полетят пустыми, чтобы забрать и привезти обратно наших пассажиров, — заявил он «Известиям».

По данным онлайн-табло столичного аэропорта Домодедово, утром у Red Wings должен вылететь в Хургаду как минимум один рейс (04.55 мск). Также, по словам представителя компании, планируется выполнить один ночной рейс из Домодедово с вылетом в 03.20 и еще один из Екатеринбурга.

Президент России Владимир Путин сегодня согласился с рекомендацией главы ФСБ Александра Бортникова приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 «Когалымавиа». Национальному антитеррористическому комитету поручено проработать вопрос и обеспечить возвращение граждан России на родину — сейчас в стране находится порядка 50 тыс. россиян.

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» обещает клиентам вернуть деньги за авиабилеты.

— Прецедент по остановке полетов в Египет уже был в 2011 году во время революции в этой стране. Тогда мы полностью возвращали деньги за билеты пассажирам. Будем делать это и сейчас. Другие авиакомпании наверняка будут также полностью возвращать средства, — сообщил сотрудник перевозчика.

Деньги за предзаказанные туры в Египет будут возвращены их покупателям, но только после выхода документов от МИДа и Росавиации, подчеркнул вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

— Пока нужно дождаться официальных заявлений МИДа и Росавиации, после них будут приниматься заявления на возврат. Мы, конечно, будем предлагать перебронирование на другие направления, если таковые будут, но если покупатель захочет деньги вернуть, то будет осуществляться возврат по полной стоимости, — заявил Горин. — Но это прерывание контрактных обязательств, вы должны понимать — на это уйдет время. Отказать они в возвращении средств не имеют права.

Помогать с массовым вывозом российских туристов из Египта в Россию будет Ростуризм, по словам его главы Олега Сафонова, агентство уже создает специальный штаб по организации вывоза россиян. Сейчас на отдыхе в Египте находится порядка 47 тыс. туристов из России, сообщил «Известиям» глава «Турпомощи» Александр Осауленко. По его словам, механизм получения компенсации для тех туристов, которые уже находятся в Египте, должно продумать и выпустить правительство.

Как заявил сегодня глава Ростуризма Олег Сафонов, Египет — это страна номер один, куда выезжают наши граждане, особенно в этом году, так как турпоток в Турцию сократился на 25%. С начала 2015 года и до трагедии в Египте побывало более 2 млн наших туристов, сообщил он.

Россия отнюдь не первая страна, которая запретила полеты своим самолетам в Египет. За последние дни три страны — Ирландия, Великобритания и Нидерланды — объявили о приостановке полетов своих авиакомпаний в Шарм-эль-Шейх, объясняя этот шаг подозрениями, что причиной крушения А321 стала детонация взрывного устройства. Но подтверждений этому пока нет. Песков также особо подчеркивал, что Кремль не считает, что это был взрыв. 31 октября самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх–Санкт-Петербург, потерпел катастрофу над Северным Синаем. Всего в самолете было 217 пассажиров и 7 членов экипажа, никто не выжил.

Отмена полетов в Египет: что нужно знать белорусам

Туристы из Новополоцка планировали отдохнуть в Египте. Вчера, 6 ноября, приехали в аэропорт Москвы, чтобы вылететь в 15.00 в Шарм-эль-Шейх самолетом «Оренбургских авиалиний». Их тур на семь ночей с отдыхом в отеле категории пять звезд на двоих обошелся в сумму в переводе около 900 долларов.

Фото: Reuters

Сначала рейс задержали на два часа, но посадку все-таки организовали. Еще примерно два часа туристы просидели в самолете, затем к ним пришел представитель авиакомпании и сообщил, что рейс отменяется. Сегодня белорусы уже дома, в Новополоцке, но каким образом и в каком объеме им будут возвращать деньги за тур, точно неизвестно.

Что же нужно знать белорусам, которые сейчас отдыхают в Египте или планировали туда полететь в ближайшее время?

Почему самолеты из России пока не летают в Египет?

Президент России Владимир Путин 6 ноября согласился с предложением ФСБ приостановить полеты в Египет до выяснения причин авиакатастрофы самолета А321 над Синайским полуостровом.

После этого Ростуризм заявил о создании оперативного штаба по эвакуации российских туристов. На египетских курортах сейчас, как сообщает ТАСС, находится около 79 тысяч россиян.

Фото: Reuters

С каждым днем все больше авиакомпаний в мире отказываются летать над Синайским полуостровом до выяснения причин крушения российского самолета A321. Эксперты высказывают разные версии крушения лайнера, однако официального заявления о причинах катастрофы пока нет.

Рейс российской авиакомпании «Когалымавиа» по маршруту Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург потерпел крушение 31 октября. В самолете находилось 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все погибли. Большинство пассажиров были россиянами, среди них оказался один белорус.

Как будут возвращаться из Египта белорусы, которые вылетали туда из Москвы?

Сейчас в Египте отдыхает около двух тысяч белорусов. Из них 1100 вылетели на курорт из Беларуси, и примерно 800−900 человек — из аэропортов России. Такие цифры по итогам приблизительных подсчетов привели TUT.BY в Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси.

Цены на туры в Египет с вылетом из Москвы ниже, чем с вылетом из Минска примерно на 300−400 долларов. Логично, что многие белорусы из-за материального фактора предпочитают летать на курорт из России.

Фото: Reuters

Как рассказали TUT.BY белорусы, которые сейчас отдыхают в Египте и вылетали туда из Москвы, пока речи о досрочной эвакуации в их отелях не идет. Покидать курорт они будут по окончании отдыха.

— По поводу досрочного вылета информации нет, значит, полетим обратно, как и планировалось, 10 ноября. Единственное, о чем предупредил наш гид, может измениться время вылета. Паники как таковой не ощущается, туристы отдыхают. Иногда можно услышать разговоры людей между собой о случившейся авиакатастрофе, — говорит Евгений Савич, который отдыхает сейчас с женой в Шарм-эль-Шейхе.

Евгений отмечает, что небольшое волнение из-за произошедшего все-таки присутствует, поэтому они с женой отказались от экскурсий и решили оставшиеся дни отпуска провести на территории отеля.

Однако белорусские туристы при желании могут покинуть курорт досрочно. На борт российских авиакомпаний будут брать не только россиян, но и белорусов, которые покупали туры через российских операторов и вылетали из аэропортов России.

Как заметил Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму МСиТ, российские авиакомпании будут осуществлять рейсы по регулярному и нерегулярному расписанию. Туристов о статусе рейса, времени и дате вылета будут информировать всеми возможными способами. В том числе в Каире, Хургаде и Шарм-эль-Шейхе будут организованы информационные стойки.

Но важно обратить внимание на то, что их багаж будет лететь из Египта отдельным рейсом. На борт в ручной клади можно проносить наиболее востребованные личные вещи, в том числе детское питание, лекарства.

Читайте также:  Нужна ли для оформления загранпаспорта прописка

Что будет с теми, кто купил путевки в Египет с вылетом из Москвы, а рейс отменили?

Глубина продаж туров в Египет в белорусских турагентствах — до конца декабря. Это значит, что есть белорусы, которые купили туда туры на Новый год, в том числе с вылетом из аэропортов столицы России.

Если рейс из Москвы отменили, а тур куплен, то в белорусских турагентствах пока предлагают его или перебронировать на другую страну, или аннулировать. Но пока неясно вернут все деньги за тур или их часть. При этом в агентствах ждут детальных рекомендаций от туроператоров, как поступить в сложившейся ситуации.

Елена Хасажирова из Витебска рассказывает, что их рейс из Москвы в Египет сегодня также отменили. В местном турагентстве предложили полететь в Турцию или летом 2016 года отправиться в автобусный тур в Черногорию. Но они не согласились и попросили вернуть деньги за тур.

— Турфирма пока на нашей стороне, сказали, что ответ от туроператора будет в понедельник, — говорит она.

Российские туристы в аэропорту Шарм-эль-Шейха. 6 ноября 2015 года. Фото: Reuters

— Сегодня ничего толком никто не знает, как будем возвращаться. На ближайшие вылеты туроператоры предлагают пересаживать туристов на Турцию, но туристы не соглашаются, — рассказывает Анастасия Шайтор, специалист по туризму туристического агентства «Фратекс» в Новополоцке.

По ее словам, сегодня к ним в офис приходили туристы, у которых тур в Хургаду с вылетом из Москвы 13 ноября. Рейса не будет. Лететь в Турцию они не хотят. В этом случае туроператор предлагает агентству аннулировать договор, учитывая штрафные санкции, а это 75% стоимости тура.

В минском офисе туроператора «Библио Глобус» от комментариев по ситуации отказались, в офисе TEZ TOUR попросили перезвонить, однако позже дозвониться не удалось.

Белорусы летают в Египет через Москву, в том числе с помощью туроператора Pegas Touristic. В минском офисе компании пока не готовы озвучить, каким образом будут возвращаться деньги из-за отмены рейсов. Они надеются получить алгоритм действий из московского офиса и действовать согласно нему.

В минском офисе туроператора Coral Travel также ждут рекомендаций из Москвы. А пока предлагают туристам вместо отдыха в Египте отпуск в Турции, ОАЭ, Шри-Ланке, Вьетнаме и Индии.

По оценкам редактора издания «Туризм и отдыха» Лилии Кобзик, история с возвратом денег туристам в этом случае будет полностью зависеть от российских туроператоров. Но при всем своем желании белорусские турфирмы, вероятно, не смогут вернуть 100% суммы клиентам, если те не захотят перебронировать тур.

— Россия внятных ответов на эти вопросы не дает, несмотря на то, что у них есть ассоциация «Турпомощь», созданы специальные фонды. Но мы видим, что эти фонды не справляются с выплатами в случае форс-мажора. Наш рынок оказался предоставлен сам себе, — уверена она.

Что делать тем, кто купил тур с вылетом из Минска, но уже не хочет ехать?

Консолидаторами чартерных авиарейсов в Египет из Минска являются два туроператора — TEZ TOUR и «Библио Глобус». Рейсы пока никто не отменил. Авиакомпания «Белавиа» 8 ноября выполнит два чартерных рейса в Египет: в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

И несмотря на то, что МИД рекомендовал белорусам отказаться от поездок в Египет, это не значит, что за уже оплаченный тур туристы получат 100%-ную компенсацию. Если страна, куда летит турист, не объявлена воюющей и белорусский МИД не выдал рекомендации, что летать туда опасно, шансов вернуть все деньги практически нет.

Фото: Embraer

В Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма говорят, что в сложившейся ситуации, чтобы не потерять деньги за тур, белорусы могут перебронировать его на другую страну или другую дату. В случае, если тур будет дороже, придется доплатить.

Если турист не захочет отдыхать в другой стране, 100% суммы ему никто не вернет.

— В данной ситуации турист может в одностороннем порядке расторгнуть договор, но фирма имеет право оставить у себя фактически понесенные расходы. Но она их обязана доказать, — объясняет Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму МСиТ.

То есть если фирма понесла расходы на оплату отеля, билеты на транспорт, не может их вернуть и доказала это, туристу эти деньги тоже никто не вернет. По итогу ему могут вернуть только часть суммы.

— Но фирма должна принять усилия по минимизации расходов. И однозначно не принимаются в расчет прописанные в договорах штрафные санкции, которые фирма заранее расписала. В Республике Беларусь есть понятие фактически понесенные расходы. Понесла фирма расходы — пусть она их докажет. Иначе турист может обратиться в суд, — говорит он.

Что будет, если вылеты из Минска в Египет отменят?

В этом случае белорусам, купившим туры, могут предложить альтернативный вариант отдыха, но, скорее всего, дороже.

Фото: Reuters

В случае отказа от него, вероятнее всего, вернут не всю сумму, так как фирма понесла расходы и часть денег ушла египетским отельерам. В этом случае есть предположение, что финансово могут пострадать как белорусские туристы, так и турагентства.

Что ждет туристическое направление?

Направление ожидает кризис и отсутствие ясных перспектив. И если за последние годы направление восстанавливалось, а количество туристов из Беларуси в Египте росло, то дальше будет только спад.

Так, в 2014 году эта страна стала третьей по популярности у белорусов — на египетских курортах отдохнули почти 94 тысячи белорусов. В 2013 году — 52 954 человека. То есть за год количество туристов из нашей страны на египетских курортах выросло почти в два раза.

Фото: Reuters

Продажи туров в Египет в белорусских турагентствах после новости о крушении самолета «Когалымавиа» практически остановились. Люди ждали развития ситуации. Но психологический фактор, связанный с отменой авиарейсов, сыграет свою роль и спрос на направление пойдет на спад.

По мнению Лилии Кобзик, с египетским направлением ничего хорошего не будет:

— Вслед за Тунисом оно станет невнятным. Такое ощущение, что специально идет атака на туристов и туризм, что за этим стоит какая-то политическая подоплека. Туризм объединяет страны и народы, и как будто какой-то клин вбивают. И именно идет атака на те страны, где в свое время были революционные события. Как будто делается все, чтобы погубить туристическую инфраструктуру этих стран, а она — основополагающая в их экономике.

АТОР изложила Аркадию Дворковичу предложения по поддержке турбизнеса

Запрет на полеты в Египет более чем на два-три месяца обернется для туроператоров убытками примерно в $200 млн, утверждает Ассоциация туроператоров России (АТОР). Главный риск для туристической индустрии заключается в возможном нежелании египетских отельеров засчитывать предоплату за размещение российских путешественников в счет будущих групп туристов, которые поедут в Египет после снятия запрета на полеты.

АТОР направила вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором изложены предложения по поддержке туристического бизнеса в связи с ситуацией, сложившейся на туристическом рынке из-за ситуации вокруг Египта, говорится в сообщении АТОР.

Туроператоров отправят в оплачиваемый отпуск

По предварительной оценке туроператоров, если запрет на полеты в Египет продлится более двух-трех месяцев, ущерб индустрии может составить около $200 млн. Одной из наиболее существенных причин возникновения убытков для туроператоров может стать нежелание египетских партнеров засчитывать предоплаченные средства за размещение российских отдыхающих в счет будущих групп туристов, которые поедут в Египет после отмены запрета, утверждает АТОР. Ассоциация просит правительство о содействии в решении этого вопроса, в том числе с помощью МИДа.

Решение о приостановке авиасообщения между Россией и Египтом было принято вечером 6 ноября по рекомендации главы ФСБ Александра Бортникова. Аналогичное решение на прошлой неделе приняли власти Великобритании, Нидерландов и Франции. Причина отказа от полетов — происшедшее 31 октября крушение самолета компании «Когалымавиа» (работает под брендом Metrojet), следовавшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. По одной из версий, катастрофу спровоцировал взрыв на борту лайнера.

Как туроператоры могли поддержать Египет

По данным Российского союза туриндустрии, в Египет продано около 140 тыс. путевок, большая их часть — до Нового года. По предварительной оценке участников туристического рынка (подробно см. “Ъ” от 9 ноября), общая стоимость проданных в Египет туров составляет 3,9–4,7 млрд руб. ($61,6–74,7 млн). Сегодня вопрос возможной компенсации убытков туроператоров после запрета полетов в Египет будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. АТОР, в частности, просит правительство рассмотреть возможность предоставления госгарантий на кредиты туроператорам, с тем чтобы они могли при необходимости осуществить выплаты компенсаций туристам. Кроме того, ассоциация просит правительство оказать содействие в решении вопросов с авиаперевозчиками. Одно из предложений — возможность переноса уже оплаченных рейсов на более поздние сроки без применения штрафных санкций со стороны авиакомпаний. Еще одна просьба туроператоров — возможное разделение финансовой ответственности по оплате вывозных рейсов между туроператорами, за чей счет это сейчас происходит, и федеральным бюджетом. Наконец, считает АТОР, было бы целесообразно, чтобы египетская сторона освободила российских перевозчиков, осуществляющих плановый вывоз российских туристов, от аэропортовых сборов и так называемых пролетных.

Главный редактор портала «Туризм.ру» Алексей Песков в эфире “Ъ FM”: «Несколько лет назад Египет уже озадачивался этим вопросом, когда были теракты: как найти замену россиянам? Египет нашел очень простую альтернативу туристам — поехал свой средний класс. Тогда отели больше, чем на половину были заполнены египтянами, и тенденция сохранилась, их меньше не стало после того, как вернулись россияне и другие туристы на курорты. В России преувеличенно относятся к роли россиян в египетской экономике. Все-таки Хургада и Шарм-эш-Шейх — это далеко не весь Египет, и не вся его экономика». Читайте подробнее

Ссылка на основную публикацию